Top.Mail.Ru
Москва
+7 (499) 753-01-54
Липецк
+7 4742 562191
info@gstandard.ru
обратный звонок бесплатно
обратный звонок
бесплатно
Новости в области сертификации
16
Март 2021

Разработан проект порядка формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов

На официальном портале проектов законодательных актов опубликовали проект постановления Правительства, касающийся порядка формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов. Предположительно до 2 марта 2021 года данный документ получится сформировать и представить текст для рассмотрения. Разработка данного порядка обусловлена тем, что нужно исполнять требования Федерального закона № 460 «О внесении изменения в закон «О техническом регулировании» и закон «О внесении изменения в статью 4 закона РФ «О защите прав потребителей от 22 декабря 2020 года».
Изданные новые редакции законов начнут действовать уже с июня текущего года. Кроме того, стоит отметить, что в соответствии с данными поправками появляется следующее понятие, как «эксперт-аудитор», требования к нему, а также к единому реестру таких лиц. В связи с этим, следует убрать существующие недоработки в законодательстве. Предполагается, что реестр экспертов-аудиторов официально начнет действовать с декабря 2021 года.

15
Март 2021

Проводится подготовка документов, касающихся вопросов сведений в сертификатах соответствия и выдачи бланков

На официальном портале проектов законодательных документов опубликовали уведомления о разработке проектов формы и состава сведений сертификата и декларации соответствия, а также о порядке, согласно которому будет осуществляться выдача бланков и сертификатов. Это сделано для рассмотрения проектов данных актов.
Таким образом, в период с 1 по 15 марта текущего года планируется осуществлять обсуждение уведомления о важности подготовки данного документа, который на законодательном уровне определит требования к форме и составу сведений, имеющихся в декларации и сертификации соответствия. Предполагается, что в документе пропишут, что форма и состав сведений должны утверждаться органом исполнительной власти, специализирующемся на техническом регулировании, после того, как будет согласовано с другими органами власти, а также национальным органом по аккредитации.
Также в период со 2 по 16 марта будет обсуждаться уведомление, касающееся разработки проекта, целью которого является признание не действительным постановление Правительства № 1383, принятого в декабре 2014 года.
Данный проект — это постановление, утверждающее порядок, в соответствии с которым осуществляется выдача бланков сертификатов соответствия. Сюда же входят и сертификаты на продукцию из Единого перечня. Стоит отметить, что данными изменениями, которые внесены в ФЗ о техническом регулировании и защите права потребителей, все полномочия правительства относительно порядка выдачи бланков сертификатов соответствия полностью прекратили свое действие.
Предполагается, что такие поправки начнут действовать на официальном уровне с июня 2021 года. Если вести речь об отмене постановления о порядке выдачи бланков сертификатов, то согласно утвержденному плану это должно произойти уже в июле 2021 года.
Стоит отметить, что Федеральная служба по аккредитации занимается оказанием услуг, связанных с выдачей бланков сертификатов соответствия. Услуга начинает свое действие с момента подачи соответствующего заявления. Таким образом, в апреле 2020 года Госаккредитация опубликовала информацию по этим вопросам.

14
Февраль 2021

Сертификация сосудов, работающих под избыточным давлением

Рассматриваемая группа товаров относится к категории продукции повышенной опасности. Именно этим обусловлена потребность в разработке специальной нормативной базы, регламентирующей вопросы безопасности данного оборудования на всех этапах его жизненного цикла, от разработки до утилизации.

    Нормативная база

На территории ЕАЭС эта проблема регламентируется техническим регламентом 032/2013. Настоящий ТР ТС принят 02.07.13 решением Совета ЕЭК № 41. Вступил в законную силу 01.02.14.

Перечень оборудования, на которое распространяются его требования, включающий 14 позиций, утверждён решением коллегии ЕЭК № 12 от 22.01.19. В тексте ТР ТС он поименован во втором пункте статьи I.

На эту продукцию, при таможенном оформлении, требуется предоставление документального подтверждения её соответствия положениям регламента, упомянутого выше (сертификат, декларация).

Продукция, относящаяся к рассматриваемой группе, но не подпадающая под регулирование регламентом 032/2013, поименована в п.3 этой же статьи (16 пунктов).

Регламентом предусмотрено обязательное дополнительное подтверждение соответствия сосудов, работающих под избыточным давлением, иным регламентам, если она подпадает под их требования.

Если соответствие оборудования, речь о котором идёт в настоящей статье, рассматриваемому ТР ТС не подтверждено установленным порядком, его запрещено маркировать Единым знаком обращения на рынке и выпускать в обращение на всей территории ЕАЭС.

    Порядок подтверждения соответствия

Алгоритм действий по получению необходимого сертификационного документа, прописан в VI статье регламента ТР ТС 032/2013.

Пунктом 40 установлены следующие пути подтверждения соответствия:

  • сертификация, право на проведение которой предоставлено исключительно органам, аккредитованным в ТС (в настоящее время, ЕАЭС), включённым в специальный реестр ТС.

Этот путь является обязательным для оборудования двух категорий: 4, 3.

  • Декларирование, выполняемое одним из двух вариантов: на основании имеющейся собственной доказательной базы декларанта; с использованием доказательств 3 стороны.

В качестве последней имеют право выступать испытательные лаборатории (центры), упомянутые в предыдущем пункте.

Декларирование заявитель имеет право осуществлять при подтверждении соответствия оборудования категорий 1, 2. Для категорий с 1 по 4 это возможно в случаях, когда его доизготовление, предусматривающее применение неразъёмных соединений, выполняется непосредственно на месте будущей эксплуатации.

Для подтверждения соответствия используются схемы, определённые настоящим ТР ТС (основание, п. 41).

При обращении в выбранный орган по сертификации, имеющий соответствующие полномочия и аккредитацию, заявитель обязан приложить к заявке пакет документов, исчерпывающий перечень которых приведён в п.45 (13 позиций).

  • Декларирование

При необходимости данного пути подтверждения соответствия, работы разрешено проводить по следующим схемам:

  • 1Д – используется для оборудования 1, 2 категории, производимого серийно.

В этом случае, кроме документов, поименованных в п.45, заявитель дополнительно обязан организовать производственный контроль, обеспечить, в процессе производства, соответствие выпускаемого оборудования положениям ТР, провести испытания необходимого количества образцов в лаборатории, имеющей соответствующие полномочия и аккредитацию, принять и зарегистрировать декларацию.

  • 2Д – для декларирования штучного товара (партии оборудования 2, 1 категории);
  • 3Д – используется для серийно производимых элементов оборудования, отнесённого к категориям 2, 1), а также комплектующих;
  • 4Д – для партии комплектующих изделий, различных элементов оборудования вышеназванных категорий;
  • 5Д –категорий с 1 по 4, когда доизготовление оборудования осуществляется на месте будущей эксплуатации с применением неразъёмных соединений.

Последняя схема применяется в следующих случаях:

  • если полнообъёмные испытания до монтажа оборудования в месте будущей эксплуатации осуществить невозможно;
  • когда оборудование разработано и изготовлено без использования нормативов, поименованных в п.36 ТР 032.

Право проведения декларирования с использованием схем (1, 3, 5) Д предоставлено (п.47) ЮЛ, ИП, являющимся субъектом права по законодательству одного из государств ЕАЭС, и выступающего в роли производителя либо уполномоченного лица последнего.

По схемам (2, 4) Д для аналогичных лиц. Плюс для продавцов.

Декларация оформляется по форме и в соответствии с правилами, утверждёнными 25.12.12 решением № 293, принятым Коллегией ЕЭК. Далее документ регистрируется, заносится в реестр ТС. Срок действия определяется выбранной схемой декларации. Для 1Д, до 5 лет. На одиночное изделие и партию, не устанавливается.

  • Сертификация

Используются следующие схемы проведения подтверждения соответствия:

  • 1С – для оборудования, производимого серийно;
  • 3С – на ограниченную партию;
  • 4С – испытания штучного (единичного) товара;
  • 7С – испытывается оборудование, для которого планируется организация серийного производства.

Второй вариант её применения – планируемая его модификация.

Уполномоченный орган по сертификации оформляет сертификационный документ, регистрирует его, выдаёт заявителю.

По схемам (1, 7) С, право выступать в роли заявителя имеют ЮЛ, ИП (субъекты права одного из государств ЕАЭС) имеющие статус производителя данного оборудования, его уполномоченного лица.

По схемам (3, 4) С, те же лица, но дополнительно еще и продавцы.

Оформление сертификата регламентировано решением № 293, принятым Коллегией ЕЭК 25.12.12.

Срок действия полученного сертификата определяется выбранной схемой проведения испытаний. Он равен 5 годам в случае работы по схемам (1, 3, 4) С.

Для схемы 7С, легитимность сертификата равна (по времени) назначенному производителем ресурсу (вариант, сроку службы).

Продукция, подпадающая под действие положений ТР ТС 032, после подтверждения его соответствия, должна быть промаркирована Единым знаком обращения на рынке.

 

Рекомендуем к прочтению:
Сертификация ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»

Для связи со специалистами:
Отправляйте заявки и вопросы по адресу info@gstandard.ru
Так же Вы можете заполнить форму онлайн заявки или обратного звонка.
Россия:       +7 (499) 753-01-54 — Москва         +7 4742 562191 — Липецк

12
Февраль 2021

Совершенствуются процедуры проведения добровольной сертификации

Росстандарт опубликовал на своём официальном сайте уведомление о снятии агентством прав по контролю НСС (Национальной системой сертификации) в пользу Центра САНДАРТИНФОРМ. Соответствующие данные внесены в реестр официальных систем добровольной сертификации. Данные структуры позволяют получить официальные данные продукции и её изготовителя посредством сканирования QR-кода. В результате покупатель может удостовериться в том, что исследуемый продукт был произведён согласно стандарту. На сегодняшний день реестр Национальной системы сертификации содержит 3155 позиций объектов, прошедших сертификацию, подавляющая часть которых является продуктами питания, напитками или товарами лёгкой промышленности.

Следует подчеркнуть прошлогоднее расширение функционала данной структуры относительно внедрения сведений о сертификации услуг и систем управления ресурсами. Структура имеет динамичный характер. Более того, сама необходимость её планомерного развития позволяет внести поправки в требования НСС. Так, повышенное внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы, правилам которой подчиняются процедуры добровольной сертификации. Впредь становится возможным использование стандартов организаций, технических факторов и тех стандартизационных документов, которые содержат правила для оценки соответствия объектов (требования Федерального информационного фонда стандартов).

Следующие изменения затронули субъектов системы. Теперь исполнять роль сертифицирующих органов в Национальной системе сертификации могут и юридические лица. Для работы в данной системе всё ещё нужно предварительно проходить аккредитацию. Отметим, что Национальная система сертификации активна уже более трёх лет. Она была сформирована Росстандартом в целях контроля рынка добровольной оценки соответствия в РФ. Назначение системы заключается в увеличении уровня заинтересованности производителей и импортёров в осуществлении реальных проверок товаров и проведении корректной сертификации. Ведь чтобы продукция подверглась сертификации в рамках Национальной системы, предварительно нужно провести исследование образцов в испытательной лаборатории, прошедшей аккредитацию.

11
Февраль 2021

Законопроект о внесении поправок в закон об аккредитации в государственной системе был подписан Государственной Думой

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об аккредитации в государственной системе № 1065315-7, вносящий изменения в следующие законы:

  • № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.
  • № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 г.

Планируемые изменения закона об аккредитации призваны способствовать будущему развитию внедрения современных цифровых технологий в государственную систему аккредитации. В основном это относится к работе органов по сертификации и испытательным лабораториям. Самые влиятельные изменения относятся к сфере аккредитации и требованиям к её сокращению. Согласно настоящим законам, для сокращения своей сферы прошедшему аккредитацию субъекту следует написать заявление в Федеральную службу по аккредитации.

Для уменьшения объёма таких административных издержек, как составление и перенаправление документов, законопроект назначил отменить заявительный характер данной услуги и позволить прошедшим аккредитацию субъектам собственноручно вносить в реестр нужные изменения. Следует подчеркнуть, что относительно подписания документа Думой имеются уточнения к данному сегменту законопроекта. Так, стало обязательным внесение уточнения в процедуру внесения в реестр данных о сокращении в сфере аккредитации (ст. 23 закона № 412-ФЗ).

Следующая своевременная поправка в законе об аккредитации – это появление возможности выполнения процедуры оценки в рамках аккредитации в дистанционном формате. Дистанционный способ оценки может сделать проверку соответствия критериям аккредитации заявителя в формате видеосвязи более объективной и целостной. Присутствие субъектов на месте осуществления деятельности будет не обязательным.

Законопроект также предполагает возможность внесения поправок в федеральный закон № 184-ФЗ, пункт 3 статья 46, которая закрепляет переходные положения. Имеется в виду новейший список продукции, которая в обязательном порядке должна обзавестись сертификатами и декларациями соответствия (список утверждён постановлением Правительства № 982 от 1 декабря 2009 г.). Стала обязательной разработка списков тех документов по стандартизации, которые вносят требования к данной продукции, способы испытаний и код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Основное назначение изменений – более строгая идентификация продуктов, установка требований стандартов (общих и индивидуальных), включая способы исследований, в сроки до подписания надлежащего техрегламента.

10
Февраль 2021

Началось общественное обсуждение составления списка потребляющих энергию устройств, которые подлежат неотложной оценке соответствия

Составление списка потребляющих энергию устройств теперь подлежит публичному обсуждению. Впредь составление таможенных деклараций относительно данных устройств будет подкрепляться документами (либо данными подобных документов) об оценке соответствия правилам Технического регламента Евразийского экономического союза 048/2019.

В обнародованном плане составления списка устройств снова были обозначены названия продукции, коды ТН ВЭД ЕАЭС, обязательный документ оценки соответствия и примечание. Для практического внедрения списка одинаково важны коды и названия устройств.

Перечень включает 18 типов устройств, среди которых:

  • бытовые холодильные устройства, потенциально подлежащие эксплуатации в коммерческих целях;
  • трехфазные односкоростные асинхронные электромеханические преобразователи;
  • телевизоры для квартир и офисов;
  • ряд приборов для бытовой и офисной эксплуатации (стиральное, посудомоечное оборудование, электрические плиты и тостеры);
  • внешние источники питания;
  • циркулярные герметичные гидравлические машины (насосы);
  • пылесосы.

Большая часть устройств, обозначенных в перечне, обязательно должна иметь декларации соответствия. Сертификат же необходим лишь для трёх типов потребляющих энергию устройств. Среди них:

  • электролампы ненаправленного света, эксплуатируемые в быту;
  • люминесцентные источники света, не оснащённые пускорегулирующим устройством, газоразрядные лампы высокого давления и предназначенные для них пускорегулирующие устройства и светильники;
  • лампы направленного света, светодиодные светильники и предназначенное для них оборудование.

Обсуждение составления списка всех перечисленных устройств продолжится 30 дней. Предполагаемый день завершения процесса – 11 февраля.

Технический регламент Евразийского экономического союза 048/2019 был подписан 8 августа 2019 года постановлением Совета Евразийской экономической комиссии № 114. Обнародованное 31 декабря распоряжение подчеркивает, что день вступления в силу регламента по энергоэффективности перенесён на 1 сентября 2022 года.

9
Февраль 2021

Евразийский экономический союз начнет оцифровывать техническое регулирование

Коллегия Евразийской экономической комиссии подтвердила внедрение Плана «Цифровое техническое регулирование Евразийского экономического союза». План разработали специалисты из офиса управления инициативами при помощи блока информатизации и техрегулирования. Активное участие в разработке приняли некоторые вовлечённые органы и компании стран-участников Евразийского экономического союза. По словам участника Коллегии, министра внутренних рынков, ИКТ и информатизации Гегама Варданяна, назначение реализации Плана заключается во внедрении современных цифровых технологий в процессы составления основных требований к продукции, а также в исследование технических регламентов и реестров межнациональных и локальных норм в области техрегулирования.

Участник Коллегии, министр внутренних рынков, ИКТ и информатизации Гегам Варданян вынес заключение о том, что по итогам внедрения Плана каждый член рынка будет обеспечен всеми обязательными сведениями и доступом к цифровым платформам. Это будет сделано с целью обеспечения планомерного внедрения современных цифровых технологий в процедуры планирования продукции, её производства и перемещения на рынок.

В заявлении Министра говорится о таких участниках рынка, как производители товаров, экспортёры и импортёры товаров, поставщики и покупатели, органы, которые осуществляют оценку соблюдения требований, предъявляемых к продукции, а также органы государственной власти стран-участников евразийской «пятерки» по тех-регулированию, аккредитации и стандартизации.

Ожидаемый результат реализации Плана – увеличение скорости производства и вывода на рынок новых товаров, которые отвечают основным требованиям, а также уменьшение затрат на процессы оценки соблюдения требований, предъявляемых к продукции, включая временные и денежные затраты.

Виктор Назаренко, участник Коллегии, министр технического регулирования Евразийской экономической комиссии, подчеркивает – субъекты предпринимательской деятельности внутреннего и внешнего рынков соприкасаются с большой (и зачастую неорганизованной) информационной базой основных и добровольных требований и процедур, реализующихся в государствах ЕАЭС. В рамках Евразийского экономического союза:

  • было утверждено 49 технических регламентов, из которых реализованы 43;
  • под воздействием единого регулирования находится свыше 81 % взаимопоставляемой продукции;
  • внедрён реестр стандартов четырёх десятков технических регламентов, которые также включают свыше 12 тысяч документов в сфере стандартизации;
  • Единый реестр документов об определении соблюдения требований, предъявляемых к продукции, содержит сведения о сертификатах соответствия (свыше одного миллиона) и декларациях о соответствии (свыше шести миллионов);
  • в Единый реестр органов по определению соблюдения требований, предъявляемых к продукции, включено: почти 900 органов по сертификации, прошедших аккредитацию; 2,5 тысячи испытательных лабораторий, работающих в системе каждый день; несколько сотен техкомитетов, компаний по метрологии и стандартизации, лабораторий по поверке и калибровке.

Виктор Назаренко, участник Коллегии, министр технического регулирования Евразийской экономической комиссии, отметил, что внедряемая инициатива подразумевает перенос общих требований и операций по допуску продукции на рынок в машиночитаемый формат. Это сделает возможным переплетение правил технического регламента и положений тех документов, которые созданы для реализации особых методик и стандартов. Подразумевается, что в результате внедрения инициативы всем субъектам рынка будет обеспечен неограниченный доступ к развёрнутым, доступным, полным и корректным сведениям.

Главное назначение инициативы – разработка экосистемы на основе цифровой базы, позволяющей интегрировать государственные цифровые сервисы в сфере техрегулирования в пользу субъектов рынка. Окончание реализации проекта планируется к концу 2022 года при тесном взаимодействии с интегрированной системой данных Евразийского экономического союза. К 2023 году ожидается полное контентное наполнение и внедрение межгосударственных элементов и сервисов в сферу промышленного использования.

Инициатива позволит создать единую цифровую сферу для внедрения:

  • цельной системы стандартизационных документов в формате, распознаваемом как человеком, так и машиной;
  • единого списка продукции, относительно которой Союзом сегодня вводится ряд обязательных требований.

Инициатор проекта – Исследовательский центр «Международная торговля и интеграция».

8
Февраль 2021

Применение риск-ориентированного подхода предотвратит распространение недоброкачественной продукции на рынке Евразийского экономического союза

Коллегией Евразийского экономического союза была принята Рекомендация «О принципах и подходах в отношении применения риск-ориентированного метода в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза». Положения Рекомендации призваны способствовать тому, чтобы на рынке не реализовывалась продукция, которая не соответствует всем правилам технических регламентов ЕАЭС. Также они способствуют повышению продуктивности государственного контроля следования организациями Документа посредством применения ими унифицированных правил использования риск-ориентированного метода.
Риск-ориентированный метод означает практическое применение государственного надзора на базе анализа рисков нарушения правил технического регламента ЕАЭС. После проведения данного анализа создаётся модель проведения процедур государственного надзора (контроля), планируется их регулярность и время проведения.
Назначение риск-ориентированного метода – достижение оптимальной эксплуатации всех ресурсов, задействованных в процедурах государственного контроля; увеличение продуктивности работы органов государственного контроля при реализации ими соответствующих процедур.